Британским королевским особам издавна дарили редкие предметы — от всемирно известного алмаза Кохинур до Розеттского камня. Теперь страны, откуда родом эти «дары», хотят вернуть их на свои законные земли.
Похоже, принц Джордж стал последним на линии огня после того, как сэр Дэвид Аттенборо подарил ему гигантский зуб доисторической акулы, найденный им во время семейного отдыха на Мальте более 50 лет назад.
Изображения восхищенного семилетнего мальчика, исследующего свое сокровище, были опубликованы Кенсингтонским дворцом в прошедшие выходные, после того как Аттенборо посетил герцога и герцогиню Кембриджских, чтобы вместе с ними посмотреть его новый документальный фильм об окружающей среде «Жизнь на нашей планете».
Но этот добрый жест вызвал ужас на Мальте, британской колонии до 1964 года, в которой королева была главой государства до 1974 года.
Согласно сообщениям, министр культуры Мальты Хосе Эррера пообещал выяснить, действительно ли зуб должен быть возвращен для демонстрации на острове, где он был первоначально найден.
Считается, что окаменелому зубу, найденному в мягком желтом известняке, около 23 миллионов лет, и он когда-то принадлежал мегалодону Carcharocles, вымершему виду гигантской акулы, которая могла вырасти до 16 метров (52 футов) в длину.
Согласно FossilEra.com, зубы мегалодона являются относительно распространенными ископаемыми во многих местах. Причина в том, что мегалодон и другие акулы теряют зубы при жизни или в процессе роста. По данным сайта, взрослая акула могла потерять тысячи зубов.
Отвечая на вопрос Times of Malta, собирается ли правительство добавить зуб в коллекцию национального наследия, Эррера сказал, что «сдвинет с мертвой точки» этот вопрос.
«Есть некоторые артефакты, важные для мальтийского природного наследия, которые оказались за границей и заслуживают того, чтобы их вернули», — сказал он.
«Мы справедливо уделяем большое внимание историческим и художественным артефактам. Однако это не всегда работает с нашей естественной историей. Я полон решимости внести изменения», — цитирует его газета.
Окаменелости подпадают под определение культурного наследия как «движимый или недвижимый объект геологического значения», и в соответствии с положениями Закона о культурном наследии 2002 года их вывоз или раскопки прямо запрещены, сообщает Times of Malta.
В Кенсингтонский дворец обратились за комментариями.
Британская королевская семья уже давно сталкивается с призывами вернуть ряд известных предметов, многие из которых являются результатом мародерства и разграбления исследователями или солдатами в результате колонизации.
К ним относятся крупнейший в мире бриллиант Кохинур, стоимость которого, по сообщениям, превышает 100 миллионов фунтов стерлингов. В настоящее время он является частью драгоценностей короны.
Алмаз весом 105 карат, возможно, добытый на руднике Коллур в Индии, был частью Могольского Павлиньего трона и несколько раз переходил из рук в руки в южной и западной Азии, пока не был передан королеве Виктории после британской аннексии Пенджаба в 1849 году. Правительства Индии, Пакистана, Ирана и Афганистана заявили о своих правах на законную собственность.
С момента обретения Индией независимости от Великобритании в 1947 году требования о его возвращении были отклонены британским правительством, которое настаивало на том, что оно было получено законным путем в соответствии с условиями Лахорского договора. В последние годы группа звезд Болливуда и бизнесменов поручила юристам подать иск о его возвращении.
Раздаются настойчивые призывы вернуть Бенинские бронзы — группу скульптур и мемориальных досок, многие из которых сейчас находятся в Британском музее.
Когда-то они украшали королевский дворец в королевстве Бенин, ныне являющемся частью Нигерии.
Розеттский камень — каменная стела, которая позволяла исследователям читать иероглифы — считается, что солдаты нашли его в дельте Нила, и британцы завладели им после поражения Наполеона в 1801 году.
Георг III подарил его Британскому музею через несколько месяцев после того, как он прибыл в Портсмут в 1802 году. Египетские власти десятилетиями требовали его возвращения.
Аналогичный аргумент имел место в отношении мрамора Парфенона — серии греческих скульптур, купленных Великобританией примерно в то же время и также размещенных в Британском музее.